Технология изготовления оттисков печатей по ГОСТ Р 51511-2001 с помощью CorelDRAW 12.0 и Colorstamp 5100 PLUS

Подготовка макета печати в CorelDRAW 12.0

Отпечатав первую в жизни печать по заказу начальника, я гордился собой безмерно. Накануне, садясь с карандашом за альбомный листок, я понятия не имел, с чего начинать. Открыв CorelDRAW и украдкой заглядывая в ГОСТ Р 51511-2001, я провел в раздумьях несколько часов. На форумах печатников нашел лишь три весьма кратких поста, из которых лишь один встретился хоть сколько-нибудь информативным, но ни одного полноценного руководства по подготовке и печати печатей найти не удалось. Позднее, набравшись опыта и работая в одной из типографий посменно с другими печатниками, мы на пару составили довольно толковый мануал по этому процессу, но время шагнуло вперед и мой архив заказов сохранить не удалось. А посему поделюсь сейчас своим нынешним видением алгоритма подготовки и изготовления печатей в CorelDRAW (естественно, наиболее популярной двенадцатой версии) по упомянутому мною выше ГОСТ.

В дальнейшем, поскольку любая организация имеет свои особенности, я, не утруждая ни вас, ни в особенности себя, буду обсуждать наиболее распространенный кейс – изготовление круглой печати диаметром 40 мм с заливкой по периметру, которая присутствует в подавляющем большинстве заказов типографий. Если вы захотите изготовить печать нестандартного размера и формы – этот алгоритм вам точно так же поможет.

Для начала стоит определиться с окружающей печатью – ваш заказчик вряд ли желает получить просто кусок резины для штампа. Именно поэтому необходимо создать основу для приклеивания резинового клише или, как говорят профессионалы, оснастку. Чертеж самой простой оснастки представлен в ГОСТ.

Требования к печатям по ГОСТ Р 51511-2001

После того, как я подобрал подходящий чертеж оснастки, мне приходилось отыскать реальные размеры моей будущей печати, отталкиваясь от диаметра самой резинки и отдавая должное толщине резиновой подложки. Для резиновой прослойки, как и для деревянной и пластиковой подложек, ГОСТ предлагает следующие размеры, соответствующие диаметрам печати: 24 мм – 9, 40 мм – 12, 45 мм – 15, 50 мм – 18 и так далее. Как видим, при диаметре 40 мм нам потребуется промежуточный слой толщиной 12 мм, при котором общая толщина оснастки будет равняться 34 мм. Как и в случае с чертежом оснастки, этот ряд можно продолжить, применительно к печатям произвольного (разумеется, в пределах разумного) диаметра.

Важным моментом является и нанесение микротекстов. В роли последнего выступает название фирмы-изготовителя клише. Разместив, например, фирменную надпись нашей гипотетической конторы ″ПЕЧАТИ-ШТАМПЫ″, капитализированную и без пробелов, необходимо вдоль всей окружности печати с шагом в 1/10 окружности сделать десять копий этого текста, предварительно превратив его в кривые. После этого, уменьшив кегль текста до размера в 1,5-2 пункта, при помощи инструмента ″Художественное оформление – Трансформировать – Интерактивное искажение″ повторяем движение надписи вокруг печати, но уже с шагом 90 градусов для корректного расположения текста по окружности. Вам придется постараться, так как размер текста мал, а работать придется с отдельными буквами, но когда все эти буквы сложатся в целый текст, оттиск с настоящего клише непременно порадует ваш глаз.

Нижняя же подпись не должна включать в себя более двух строк и чуть смещается от вертикальной оси печати в сторону ограничения от нижней кромки поля печати. Размер текста уже существенно больше и составляет 8 кеглей (или 2,8 мм), делая текст разборчивым невооруженным глазом.

Выбор материала для изготовления клише печати

Изготовив свой первый макет печати, я еще не задумывался, из какого материала лучше изготовить клише, а попросту заказал гравировку у наших печатников. На мою удачу, руководство коллегами было подобрано подходящее, а именно – дотошное и щепетильное до мелочей, благодаря чему печать прошла строгий внутренний контроль и одобрение опытных специалистов, а я получил на руки действительно качественную продукцию, от которой был в восторге. Однако вскоре меня перевели на филиал и, не успев как следует ознакомиться с оборудованием и процессом гравирования, мне пришлось выполнять эту работу самостоятельно. Теперь-то я на собственной шкуре прочувствовал все нюансы производственного процесса, связанные с изготовлением и контролем качества продукции.

В первую очередь мне пришлось столкнуться с таким понятием как твердость материала. Материалы высокой твердости менее подвержены износу, обладают большей прочностью и точностью линий. Именно поэтому для изготовления печатей рекомендуется использовать либо высокотвердую резину, либо фополимер. Так как в нашем распоряжении был станок, работающий исключительно с резиной, мне не пришлось ломать голову над этим вопросом.

Резина, используемая для производства печатей и штампов, может быть различного цвета. На практике же чаще всего применяется либо белая, либо черная резина (иногда еще и зеленая и красная). Белая резина ощутимо дороже черной, но имеет преимущество в контрастности оттиска, выполненного на бумаге при использовании светлой штемпельной краски. В нашем распоряжении имелся закупленный еще до моего прихода запас белой резины из Китая, поэтому я не стал экспериментировать с другими материалами, да и от хорошей резины у меня пока никто не отказывался.

Еще одним параметром резины является ее толщина. Традиционно печать делается из двух слоев, где первый – белый слой высокой плотности, а второй – пористый черный слой. Именно толщина белого слоя имеет наибольшее значение для качества будущего изделия, так как слишком тонкий слой ведет к слабо выраженным оттискам на бумаге, а сильно толстая резина затрудняет и даже делает невозможной гравировку мелких элементов клише. каблуках

Изготовление клише печати из резины

Наконец, я добрался и до самого интересного этапа – изготовление клише печати, или, как говорят мастера нашего дела – гравировка резины. Первым делом, я настроил станок, чисто машинально сверившись с выпиской со склада и закрепив в зажиме заготовку белой двухслойной резины. При помощи программы станка я открыл файл с макетом и под чутким руководством старших коллег приступил к настройке самой машины. При гравировке, как и в любом деле, важна усидчивость, твердость руки и внимательность. Следует одновременно контролировать и давление фрезы на материал, и скорость вращения, и координаты движения рабочей головки, при этом крайне важно помнить, что процесс этот необратим, и если вы допустите ошибку, исправить ее будет уже нельзя.

Собственно процесс гравировки печати состоит из двух этапов: черновой и чистовой обработки. Во время черновой печати производится выборка основного объема материала, а чистовая отделка формирует тонкие элементы и микротексты. Во второй половине стало заметно, что толщина белого слоя и в самом деле является критическим фактором, ошибка допустима не более 0,2 мм (пара сотых миллиметра) – в противном случае вас неминуемо ждут проблемы, будь то не прорезанные до конца линии или проткнутый насквозь белый слой. Опасения по поводу неравномерной толщины слоя резины подтвердилось лишь отчасти – неравномерность в пределах 0,2 мм все же не оказала ощутимого влияния на качество.

Важнейшее значение в процессе изготовления клише имеет фреза. В нашем станке фреза закрепляется в шпинделе с водяным охлаждением и подводится напрямую к поверхности заготовки. Фреза может быть различной формы и размера, это зависит от модификации самого станка, а также необходимой точности и глубины гравировки. Именно из-за ограниченных возможностей старого станка, находившегося в нашем распоряжении, мне приходилось тратить массу времени на прохождение поворотов букв и прочие элементы, требующие особо точной гравировки.

По окончании процедуры станок отводит фрезу в исходное положение и подымает рабочую плоскость с заготовкой в верхнее положение. В моем случае это была предварительная черновая заготовка, которую необходимо было перевернуть и снова закрепить в зажиме станка для чистовой обработки. В итоге после двух циклов гравировки я стал счастливым обладателем практически готового клише. Оставалось лишь тщательно его очистить, для чего используют специальный растворитель на основе изопропилового спирта.

Защита печатей от подделки

По-истине народным промыслом можно назвать изготовление поддельных печатей с целью сокрытия незаконной деятельности или изготовления фальшивых денег. Что только не делают для этих целей – и используют отсканированные оттиски, и тысячными тиражами печатают ″лазерки″, имитирующие своим красно-оранжевым отпечатком оригинал. Даже копировальная бумага и чистая резина для штампов идут в дело! Конечно же, проверки на наличие сканов и поддельных документов производятся соответствующими службами на постоянной основе, и в случае сомнений сразу же назначаются экспертизы и проверки.

Одну из проверок посчастливилось пройти и мне. Ожидая заказчика для приемки готовых печатей, я принимал очередной заказ от его помощника. Лысый худощавый мужчина преклонных лет был явно взволнован чем-то, а подойдя поближе и положив свой сверток на стойку, выпалил, не проронив ни слова:

– Сделайте! Мне срочно нужно.

И протянул в мою сторону обычный полиэтиленовый пакет. Внутри пакета лежали кусочки синей резины и еще какой-то подкладки, вырезанные довольно коряво. Сразу стало ясно, что эти кусочки пойдут для изготовления некой печати, причем формы и размеры резинок указывают на оснастку диаметром 38 мм. Благо, наш станок позволяет резать заготовки на собственном производстве, так что я, изобразив на своем лице понимание важности заказа, отрапортовал, что все будет готово в самое ближайшее время.

Я предположил, что заказчику требуется не просто печать, а печать, способная изготавливать подписи и факсимиле, вероятно, речь идет о переводной печати – ручном инструменте с возможностью установки клише собственного изготовления. Обычно такие клише изготавливаются из невулканизированной резины, которая хорошо держится на оригинальной основе, и при этом плохо липнет ко всему остальному. Для изготовления такого инструмента гравировка производится исключительно по чистовому слою резины, и только специалисты знают, как это сделать правильно, чтобы обеспечить целостность факсимиле.

Для производства фальшивых документов, как правило, применялось тисненое клише на простой резине – его нетрудно изготовить. Но после введения требований ГОСТ 51511 сделать такую подделку стало не менее сложно, чем изготовлять настоящую печать, а найти типографию, которая согласилась бы взять на себя риск, пустившись в авантюру с фальшивыми деньгами, практически нереально. И уж тем более слаба надежда в наше время обнаружить печатников старой закалки, которые знают все секреты тиснения, и способны изготовить клише самого высокого качества. Разве что вам крупно повезет, и знакомство с такими печатниками перерастет в многолетнюю дружбу. Сколько их ни ищи, а именно такая дружба и есть самый надежный способ защиты печатей от подделки.

Нанесение оттиска печати на бумагу с помощью Colorstamp 5100 PLUS

Итак, вот и наступил момент истины. Заказчику не терпится заполучить свои заказанные печати в руки, и мне не терпится продемонстрировать ему все их достоинства. Кроме заказанных печатей на штамповочной подушке лежат и несколько моих тестовых отпечатков, которые, признаюсь честно, я сделал первым делом еще в процессе работы над резиновыми заготовками. Эти отпечатки были самыми кривоватыми, а буквы в слове ″Образец″ сливались в трудночитаемую кашу. Более того, они были совершенно неконтрастными и скорее напоминали мутные, слегка слившиеся кляксы. Мне было бы стыдно отдавать клиентам настолько нелепые отпечатки, ведь столько сил было потрачено на выравнивание линий, выбор размера шрифта и нанесение микротекстов.

Чтобы не тянуть, первым делом я схватил и положил перед клиентом один из тестовых оттисков. Под его недоуменным взглядом я начал объяснять, почему оттиск выглядит именно так, как выглядит, и что всё дело здесь – в штемпельной краске. Посетовать действительно было на что, ведь краска, которую я залил в подушку перед началом работы, была еще из старых запасов – настолько старых, что даже мне не удалось выяснить, когда она была изготовлена. До конца смены оставалось еще порядка двух часов, и за это время я нанес несколько капель краски посвежее и даже присыпал ее специальным порошком, впитывающим лишнюю влагу, но все было безрезультатно. Краска не желала ложиться на резину ровным слоем, она собиралась в капли и плохо заполняла углубления в резине. Не изменялся к лучшему и цвет оттиска – он так и оставался мутным, бледным и совершенно неконтрастным, буквы расплывались и сливались. Мне было бы стыдно отдавать клиентам настолько нелепые отпечатки, ведь столько сил было потрачено на выравнивание линий, выбор размера шрифта и нанесение микротекстов.

Поняв полную бесполезность дальнейшего прогоняния старой краски, я слил ее обратно в банку и оставил подсохнуть, а тем временем вернулся к получению уже приемлемых образцов продукции. Обмакнуть печать в свежую краску и отштамповать на бумаге – дело нехитрое, а внешний вид оттиска разительно отличался от тех, что я поспешил показать клиенту в начале. Контуры букв и линий стали четкими и резкими, буквы перестали сливаться, а цвет оттиска уже не смущал отсутствием насыщенности. Поставив две своих печати перед заказчиком, я гордо произнес:

– Ну вот, а теперь – настоящие образцы.

Хранение и уничтожение печатей

После того как получена очередная партия печатей, наступает время заняться хранением их в типографии. Как правило, это обычная полка или ящик стола, где разложены пластиковые или металлические ящики с уже заготовленными клише. Кстати, неоднократно читал об особых требованиях к местам установки и хранения печатей, и, в частности, приводился довод о том, что резкие колебания температуры в хранилище приводят к преждевременной порче резины и значительному сокращению срока ее службы. На практике же мне ни разу не довелось столкнуться с подобными случаями, хотя допускаю, что в Сибири, где даже летом температура может резко колебаться, эти предположения верны. В нашем же климате основная проблема при хранении – пыль, которая оседает на клише и может усложнить получение четкого оттиска на бумаге, поэтому я всегда придерживался порядка уборки и протирал как саму полку, так и ящики с печатями еженедельно.

Гораздо больше проблем возникает, когда необходимо уничтожить печать старого образца или отслужившее свой срок клише. Нередко для этих целей в обиход идут дрель, ножовка и даже молоток. Однако эти действия не соответствуют духу ГОСТа, который предписывает уничтожение печати в присутствии специальной комиссии с оформлением соответствующего акта. Конечно, далеко не каждая фирма может позволить себе такую роскошь, но в уставе каждой уважающей себя организации должна быть прописана процедура уничтожения печати, которая соблюдается на практике. Несколько раз я становился свидетелем уничтожения печатей по всем правилам, и могу заверить вас – это весьма скучный и продолжительный процесс, при котором около пяти минут уходит на процедуру и еще около трех дней на оформление самой бумаги.

А теперь давайте рассмотрим самый распространенный сценарий уничтожения печати: директор принял решение о смене печати и вызывает Вас. Вам же совсем не хочется играть спектакль под названием ″процедура уничтожения печати″. Что вы предлагаете – разбить ее об угол стола или спустить в унитаз? И то, и другое неверно, хотя определенный символизм в этом есть. Основываясь на том, что я писал о защите печатей выше, отпечаток на ребристой поверхности раковины может пригодиться злоумышленникам для восстановления рисунка печати. Более того – печать нельзя просто бросить в чан с кислотой, как рекомендуют в интернете. Резина практически не растворяется в кислотах, и если вы отломаете небольшой кусочек для эксперимента, то вскоре увидите, что он всего лишь всплывает на поверхность, и весь ваш опыт окажется бесполезным.

Лучшим решением является просто раздавливание печати до образования пластины толщиной в несколько миллиметров с использованием ручных тисков. Однако далеко не у каждого есть под рукой такое приспособление. Если же проблема назрела внезапно и срочно, можно перепилить печать болгаркой. Обратите внимание на необходимость охлаждения тем или иным способом как рабочей области печати, так и пильного диска, иначе резка приобретет нежелательный запах. Стружку, образовавшуюся в результате работы электроинструмента, соберите на листок бумаги, чтобы ее нельзя было склеить или соединить воедино. В конце всех работ все соберите в плотный полиэтиленовый пакет с надписью ″Уничтожено″ и датой.

FAQ

С момента моего первого выполненного заказа я столкнулся с десятками вопросов, заданных мне заказчиками и просто любопытствующими прохожими. Несмотря на то, что каждый раз мне доводилось объяснять что-то новое, определенные закономерности и шаблоны в вопросах с течением времени появились. И хотя подавляющее большинство типографий уже давно перешло на современные технологии и использует компьютерную технику не только для подготовки макетов, но и для непосредственного изготовления печатей, многие люди все еще предпочитают получение заказа посредством предоставления оттиска, выполненного на обычной традиционной штемпельной подушке. Именно таких людей, как правило, волнует вопрос совместимости, и главный вопрос, который они задают:

Можно ли сделать новую печать по оттиску?

В теории – да, подобная возможно, но в реальной практике далеко не все так просто. Во-первых, оттиск с большой долей вероятности содержит искажения, связанные с неравномерной по силе прижимной силой и неидеальной фиксацией заготовки относительно печати во время нанесения оттиска. Во-вторых, при попытке перенести полученный оттиск в цифровую плоскость мы сталкиваемся с потерей его качества, кривизной линий и смазанностью контуров. Наконец, в-третьих, применяемые в обычных печатях сменные штемпельные подушки часто выцветают и не дают насыщенного цвета оттиска. Изготовление печати по предоставленному оттиску потребует дополнительного художника-ретушера, который вручную переведет оттиск в кривые с последующим наложением эффектов, приближающих полученный рисунок к идеальной окружности печати с ровными контурами, четкими линиями и насыщенным цветом. Чаще всего такая процедура сопоставима по сложности и стоимости с изготовлением печати с нуля, а в некоторых случаях и вовсе дороже, в связи с чем большинство типографий предпочитает отказаться от таких заказов.

Из какого материала можно изготовить печать?

В наши дни, когда компьютерные технологии прочно обосновались даже в самых мелких организациях, практически полностью отошла в прошлое практика изготовления печатей из таких традиционных материалов как металл, дерево или пластмасса. Столь популярные когда-то металлические печати, изготавливаемые при помощи травления, сейчас остались лишь как музейные экспонаты, а рельефные печати, изготовленные посредством фрезерования на ручном фрезерном станке и дающие оттиск с эффектом тиснения, используются лишь в сургучно-мастичных пломбираторах для опечатывания дверей. Конечно же, при необходимости изготовления подобных печатей, рынок сразу реагирует на такой спрос – изготовлением сургучно-отливных печатей занимаются даже обычные типографии, а качественная работа фрезеровщика по металлу еще никогда не оставалась без работы. Тем не менее, для современных офисных печатей наиболее распространенным материалом является резина. И если для изготовления крупных печатей, применяемых, например, для пломбирования цистерн или мешков с сыпучими материалами, подойдет обычная черная резина, то для изготовления печатей, оставляющих заверенный оттиск на бумаге, чаще применяется многослойная белая резина, которая при равной толщине с черной резиной имеет более высокую прочность за счет наличия в своей структуре нитей синтетического материала.

Что представляет собой вулканизация?

Вулканизация – это химический процесс преобразования пластичной резины с сетчатую структуру. Помните, как я упоминал в одном из абзацев про необходимость добавления серы в резиновую смесь? Вот именно сера и играет важную роль в процессе вулканизации – при ее добавлении резина теряет свою пластичность и эластичность, становясь довольно твердым материалом. Кажется, что после обработки столь агрессивным химическим веществом пользоваться резиной становится небезопасно, но нет, вулканизированная резина наоборот приобретает стойкость к внешним химическим и физическим воздействиям. И хотя остаточный запах серы ощутим в течение еще нескольких дней, вредного воздействия на здоровье он не оказывает. А вам больше не придется переживать за деформацию клише при резких перепадах температур, вам не понадобится смазывать резину, она не будет крошиться и вообще станет настоящим эталоном стабильности.

Какой срок изготовления печати?

В реальном производстве время между принятием заказа и выдачей готовой печати заказчику зависит от нескольких факторов:

  • загруженности оператора в текущий момент. Имеется ввиду не только загруженность гравера в цехе производства, но и администраторов, которые принимают и выдают заказы, а также степень занятости менеджеров и сменных мастеров. Ответ на вопрос ″когда же будет готово?″ нередко попадает под действие закона подлости и формулируется как ″как только освободится мастер″;
  • текучесть кадров. В отсутствие штатного гравера, находящегося в отпуске или на больничном, его внезапно подменяющему зачастую приходится пользоваться оборудованием по памяти и наобум. Результат – множество испорченной резины и риск срыва сроков сдачи заказа;
  • очереди на оборудование. Иногда так бывает, что нужно изготовить сразу несколько печатей, а гравировальный станок – только один. Ситуацию усугубляет использование в производстве изношенного оборудования, нуждающегося в частом ремонте;
  • непредвиденные сбои. Поломка оборудования, нехватка резины на складе, забастовка на предприятии-поставщике штемпельных красок, форс-мажорные обстоятельства – мир ждет от нас гибкости и умения быстро находить выходы из сложившихся ситуаций.

Решив, что нужно бросать все и сейчас же бежать в типографию, забудьте про эту идею и позвоните заранее. Не поленитесь поинтересоваться у администратора, возможно ли изготовить и выдать печать сегодня, и есть ли такая возможность прямо сейчас. Офис типографии находится достаточно далеко и вы уже потратили время на дорогу – не будьте ленивы и позвоните еще раз. Вы будете удивлены, сколько времени можно сэкономить, потратив пару минут на телефонный звонок, а то и вовсе отменить свой выезд, сэкономив себе и деньги, и время, и душевное спокойствие.

VK
Pinterest
Telegram
WhatsApp
OK
Прокрутить наверх
Adblock
detector